Чем грозит бизнесу неисполнение требований FIFA?

Чем грозит бизнесу неисполнение требований FIFA?

На площадке ТПП Ростовской области прошел круглый стол «Соблюдение прав владельцев товарных знаков в рамках подготовки к ЧМ-2018». Предприниматели узнали, что отныне любое обращение гражданина об использовании символики мундиаля и даже города, в котором он пройдет, станет поводом для проверки, штрафа и возбуждения уголовного дела и обязательном изъятии всего товара.

В рамках подготовки к ЧМ по футболу-2018 ТПП Ростовской области совместно с членами комиссии по предотвращению противодействия незаконного использования продукции в Ростовской области организовала и провела круглый стол для предпринимателей. Модератором встречи выступила вице-президент ТПП Светлана Абдулазизова: «Важно услышать мнение бизнеса, представителей власти, оргкомитета и дирекции по подготовке к ЧМ-2018, представителей таможенных органов, управления федеральной антимонопольной службы».

Цель круглого стола – прояснить особенности по применению товарных знаков, которые принадлежат FIFA, разъяснить предпринимателям требования и ответственность за их несоблюдение, особенности осуществления контроля прав на интеллектуальную собственность.

FIFA научилась защищать свои права

«Юридическая защита, которой обладает FIFA, прогрессирует с каждым мундиалем», — рассказывает руководитель обособленного подразделения в г.Ростове-на-Дону оргкомитета чемпионата мира по футболу FIFA «Россия-2018» Кирилл Козырев. По итогам его презентации выяснилось, что заработать на символике ЧМ-2018 малому бизнесу будет непросто, если не сказать очень трудно. Причина — в требованиях FIFA по защите интеллектуальной собственности. Так, выяснилось, что международной футбольной ассоциации принадлежат права не только на использование официального логотипа ЧМ-2018, изображений кубков конфедерации и самого мундиаля, но и названий городов-участников с цифрой «2018» и даже словосочетание «Россия 2018». То есть, если кто-то разместит у себя на продукции надпись «Ростов 2018» или «Ростов-на-Дону 2018», по мнению FIFA, он нарушит авторские права.

Шаг влево, шаг вправо — проверка

Что будет, если предприниматель решит подавать кофе в своем заведении в чашечках с талисманом волка Забивака? Ответ дал Кирилл Козырев: «Если предприниматель купил эти чашечки с логотипом, то ничего, а если он сам нанес изображение, то нарушил интеллектуальные права».Причем купить нужно у компании, которая сделала их по лицензии FIFA.

«Мы рассматриваем символику чемпионата как некое народное достояние. FIFA смотрит на это по-другому», — поясняет начальник ГАУ РО «Дирекция по подготовке и проведению игр чемпионата мира по футболу 2018 года в Ростове» Александр Шаповалов. Он рассказал, что FIFA уполномочила продавать права на использование своих товарных знаков московскому филиалу «Megalicense Entertainment».

«На продукции обязательно должен стоять штамп и присвоен индификационный номер, — рассказывает Кирилл Козырев. — Вот примеры нарушений, с которыми столкнулись в нашем регионе. Их очень много, в частности, «такси 306». У них на крышах машин, на шашечках, был нарисован мяч и написано «Ростов 2018».

«Нам поступали сообщения об этом такси, мы их, как положено, передали в агентство интеллектуальной собственности FIFA, филиал которого работает в Москве. Как я понимаю, в агентстве сначала все же пытаются решать проблемы мирным путем. Если не получается, тогда уже обращаются в правоохранительные органы», — прокомментировал Александр Шаповалов.

По данным полиции, в Ростовской области с декабря 2016 года зафиксировано шесть нарушений авторских прав FIFA.

Санкции за нарушение авторских прав

Предпринимателя могут предупредить, оштрафовать (размеры штрафов начинаются от 100 тысяч рублей), а могут и завести уголовное дело с изъятием всей продукции. Проверять бизнес будет не FIFA и связанные с ней организации — дирекция и оргкомитет, а правоохранительные органы. Они будут проверять на основании обращений граждан. Другими словами, для малого бизнеса, который вольно или невольно решит подзаработать на символике мундиаля, последствия будут более чем серьезные.

«Срок рассмотрения таких дел 9 месяцев, но в последнее время Москва поручила нам рассматривать эти дела в течение 3 суток после обращения. Мы состоим в рабочей группе по организации ЧМ», — рассказывает замначальника отдела контроля органов власти УФАС Ростовской области Александр Пахальян. По его словам, на территории региона ни одного штрафа выписано еще не было: «У нас богатый опыт по работе с символикой Олимпиады в Сочи. Например, известная компания «Евродон» делала колбасные изделия с маркировкой «Олимпийские». Рассмотрели дело, наложили штраф 155 тысяч рублей».

Для того, чтобы таких штрафов не было, производитель должен показать лицензионный договор с правообладателем. А как быть с продукцией, которая ввезена из-за рубежа?

«За использование чужого товарного знака предусмотрена уголовная ответственность, — отвечает Светлана Дуброва, начальник отдела торговых ограничений и экспертного контроля службы федеральных таможенных доходов ЮТУ. — Что касается ЧМ, то товарные знаки «Россия 2018» и «Ростов 2018» являются зарегистрированными товарными знаками. Работа с Агентством по защите интеллектуальной собственности ведется очень оперативно, буквально в телефонном режиме».

По данным таможенников, первая попытка ввоза контрафактной продукции через Краснодарскую таможню была еще в 2015 году (10 халатов с символикой «Россия 2018» и кубок). В 2016 году – 108 детских настольных игр, в 2017-м – кружки, футболки, «бамперы» для мобильных телефонов. Была попытка ввоза ключей с незаконной маркировкой. В Ростовской области были изъяты мячи с символикой УЕФА. Вся информация, в частности о незаконности использования брендов, есть на сайте ЮТУ. Также информация о лицензиатах имеется на сайте FIFA.

Малый бизнес — не соперник FIFA

Ростовские предприниматели готовы соблюдать требования FIFA. Однако, как показывает практика, взаимодействовать с Агентством по защите интеллектуальной собственности, которое расположено территориально в Москве, не так просто. По словам председателя правления НП «Донская ремесленная палата» Галины Чаплыгиной, нельзя все акцентировать на Москве: «Есть центры сертификации, которые должны иметь возможность действовать от имени лицензиата в регионах. Что сегодня мешает это сделать? Ничего не мешает. Если мы будем действовать с Москвой, это будет долго, нудно и никто ничего не сделает. Будет море нелицензированной продукции. А это никому не нужно».

Мягко говоря, с удивлением предприниматели отреагировали на то, что в список зарегистрированных товарных знаков входят «Ростов 2018» и даже «Россия 2018». Это значит, что любое событие в этом году заранее подпадает в зону интересов мундиаля.

Вице-президент ТПП Ростовской области Светлана Леонидовна сообщила предпринимателям, что по итогам круглого стола вся информация будет обобщена и размещена на сайте ТПП. Также по итогам встречи будут сформулированы все предложения бизнеса, большая часть которых сводится к делегированию полномочий из Москвы в регионы и создание оперативных групп, куда войдут ФАС, МВД, ТПП. Резолюция круглого стола будет направлена губернатору Ростовской области Василию Голубеву.



 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений