-
Что такое отказ от исполнения договора купли-продажи и каковы его последствия?
Отказ от исполнения договора купли-продажи представляет собой расторжение договора в одностороннем порядке. Отказ может быть заявлен потребителем в случаях, предусмотренных законом и договором. Как правило, такое право предоставлено потребителю в случае не предоставления информации о товаре, передачи товара ненадлежащего качества и пр. При отказе от исполнения договора купли-продажи потребитель имеет право получить уплаченные за товар денежные средства в полном объеме и, по общему правилу, обязан возвратить товар продавцу.
-
Обязан ли потребитель возвратить товар ненадлежащего качества в случае отказа от договора купли-продажи?
В данном случае Закон РФ «О защите прав потребителей» предусматривает, что по требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.
-
В чем заключается особенность розничной купли-продажи технически сложных товаров?
Перечень технически сложных товаров утверждается Правительством Российской Федерации.
В отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара.
По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:
- обнаружение существенного недостатка товара;
- нарушение установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков товара;
- невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.
-
Должен ли продавец (исполнитель) выдать потребителю кассовый или товарный чек в момент оплаты?
Да. Согласно ст. 2 ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» контрольно-кассовая техника применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Исключение установлено для отдельных категорий субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность (например, продажа газет и журналов, а также сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках, лотерейных билетов, торговля на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах и пр.) однако и в этом случае по требованию потребителя ему должен быть выдан документ, подтверждающий оплату за соответствующий товар (работу, услугу).
-
Нужен ли потребителю кассовый или товарный чек (иной документ, удостоверяющий факт и условия покупки) чтобы заявить требования, в случае продажи ему товара ненадлежащего качества?
Кассовый или товарный чек (иной документ, удостоверяющий факт и условия покупки) рекомендуется сохранять некоторое время после покупки. Однако отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющих факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований.
-
Что такое проверка качества товара ненадлежащего качества? Кем она проводится?
Продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Такая проверка не предполагает необходимость специальных познаний. В данном случае товар визуально осматривается на предмет внешних повреждений и нормального функционирования в принципе. То есть во время проверки качества выявляются имеющиеся в товаре недостатки и, по возможности, причины их возникновения. Для потребителя проверка качества проводится безвозмездно. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара.
-
В каких случаях и за чей счет должна быть проведена экспертиза товара ненадлежащего качества?
В случае спора о причинах возникновения недостатков товара по результатам его осмотра продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны провести экспертизу товара за свой счет. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.
Если в результате экспертизы товара установлено, что его недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец (изготовитель), потребитель обязан возместить продавцу (изготовителю), уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара.
-
Как доставить крупногабаритный товар и товар весом более 5 килограмм для ремонта, уценки, возврата?
Доставка крупногабаритного товара и товара весом более пяти килограммов для ремонта, уценки, замены и (или) возврат их потребителю осуществляются силами и за счет продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера).
В случае неисполнения данной обязанности (о чем потребителю необходимо заручиться доказательствами), а также при отсутствии продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в месте нахождения потребителя доставка и (или) возврат указанных товаров могут осуществляться потребителем. При этом продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) обязан возместить потребителю расходы, связанные с доставкой и (или) возвратом указанных товаров.
-
В течение какого срока потребитель может предъявить требования в отношении недостатков товара?
Потребитель вправе предъявить предусмотренные законом требования к продавцу (изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности.
В отношении товаров, на которые гарантийные сроки или сроки годности не установлены, потребитель вправе предъявить требования, если недостатки товаров обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи их потребителю, если более длительные сроки не установлены законом или договором.
-
В какой срок изготовитель (продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер)должен устранить недостаток товара?
Если срок устранения недостатков товара не определен в письменной форме соглашением сторон, эти недостатки должны быть устранены изготовителем (продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) незамедлительно, то есть в минимальный срок, объективно необходимый для их устранения с учетом обычно применяемого способа. Срок устранения недостатков товара, определяемый в письменной форме соглашением сторон, не может превышать сорок пять дней.
Если во время устранения недостатков товара станет очевидным, что они не будут устранены в определенный соглашением сторон срок, стороны могут заключить соглашение о новом сроке устранения недостатков, товара. При этом отсутствие необходимых для устранения недостатков товара запасных частей (деталей, материалов), оборудования или подобные причины не являются основанием для заключения соглашения о таком новом сроке и не освобождают от ответственности за нарушение срока, определенного соглашением сторон первоначально.