Лодки могут быть как простым товаром, так и технически сложным. Простую лодку можно вернуть в течение 14 дней после покупки. А если вы нашли в ней любой недостаток – даже спустя две недели. А вот лодку с двигателем придется возвращать как катер или яхту. Без дефектов ее обратно не примут. А если после покупки лодки прошло 15 дней, вам нужно будет разобраться, что такое существенный недостаток
Мы опубликовали целое пособие по возврату автомобиля в салон, но решили на этом не останавливаться. Кроме машин, люди часто пытаются вернуть снегоходы, мотоциклы и лодки. Поэтому я подготовил для вас три статьи. В них кратко переданы общие условия возврата таких товаров.
Итак, я вам расскажу:
У лодок есть интересная особенность: они могут быть как простым товаром, так и технически сложным. Зависит это от того, установлен в лодке двигатель внутреннего сгорания (электродвигатель) или нет (п. 5 Перечня технически сложных товаров, утв. Постановлением Правительства РФ от 10 ноября 2011 г. № 924). Это важно, поскольку правила возврата простых товаров и технически сложных различаются.
Допустим, у вас простая лодка. Такие не относятся к товарам, которые не подлежат возврату и обмену. Значит, если лодка вам не подошла, можно ее вернуть в течение 14 дней (ст. 25 Закона о защите прав потребителей).
А теперь представим, что вы еще и недостатки в лодке нашли. Причем появились они не по вашей вине (т.е. дело не в том, что вы нечаянно проткнули лодку, например). В таком случае даже не нужно думать, насколько эти недостатки существенны. Можете смело возвращать лодку продавцу.
Правила возврата лодки с двигателем внутреннего сгорания (электродвигателем), как катера или яхты, урегулированы ст. 18 Закона о защите прав потребителей:
Определение этого понятия надежно спрятано в Законе о защите прав потребителей. О существенном недостатке говорится в ст. 18 этого закона. А вот само определение содержится во введении к закону, потому его не все находят.
Закон описывает существенный недостаток через перечисление его видов:
Чтобы было проще понять, что все это значит, рассмотрим каждый вид отдельно.
Такой недостаток не может быть ликвидирован посредством проведения мероприятий с целью приведения лодки в соответствие с обязательными требованиями, предусмотренными законом. Примерами неустранимого недостатка могут быть нарушение геометрии корпуса лодки или некачественная окраска.
Второй пример поясню. Тут то же, что и с машинами. Вот смотрите: из-за некачественной окраски появилась коррозия. Но покраска кузова в салоне или мастерской, способная устранить коррозию, будет отличаться от заводской. Поэтому такой недостаток считается неустранимым. Встречаются дефекты окраски, исправить которые можно только очисткой кузова до голого металла. Скажем, если нарушили состав, очередность, технологию или условия нанесения слоев покрытия, перепутали полярность электродов при обработке кузова и вместо упрочнения покрытия получили обратный эффект.
В законе написано, что таким недостатком признается тот, расходы на устранение которого приближены к стоимости товара, превышают ее или выгоду, которая могла быть получена потребителем от его использования.
Несоразмерность расходов на устранение недостатков технически сложного товара определяется судом исходя из особенностей товара, цены или иных его свойств1. Поэтому конкретные цифры в данном случае назвать проблематично. Я использую методическое руководство для экспертов и судей «Исследование недостатков легковых автомобилей отечественных моделей, находящихся в эксплуатации». К лодке, катеру и яхте оно вполне применимо.
В руководстве этом указаны такие цифры:
4.1.2. Несоразмерность расходов по устранению недостатка: расходы по устранению недостатка превышают 20% от рыночной стоимости идентичного нового узла или агрегата на момент предъявления требования либо превышают 14% от рыночной стоимости идентичного нового узла или агрегата на момент предъявления требования при условии влияния недостатка на безопасность дорожного движения и состояние окружающей среды.
4.1.3. Несоразмерность времени по устранению недостатков устанавливается в 10% от срока гарантии.
4.2. Расходы по устранению недостатка узла или агрегата включают в себя стоимость запасных частей, расходных материалов и стоимость ремонтных работ, определяемые затратами времени на их производство.
5.3. Неоднократно выявляющийся производственный недостаток деталей и узлов АТС: суммарные расходы по устранению неоднократно выявляющихся недостатков превышают 10% от рыночной стоимости идентичного нового АТС на момент предъявления требования или превышают 7% от рыночной стоимости идентичного нового АТС на момент предъявления требования при условии влияния недостатка на безопасность дорожного движения и состояние окружающей среды, либо время по устранению недостатков превышает 10% от срока гарантии.
5.4. Производственный недостаток, проявляющийся вновь после его устранения: суммарные расходы по устранению недостатка, проявляющегося вновь после его устранения, превышают 10% от рыночной стоимости идентичного нового АТС на момент предъявления требования или превышают 7% от рыночной стоимости идентичного нового АТС на момент предъявления требования при условии влияния недостатка на безопасность дорожного движения и состояние окружающей среды, либо время по устранению недостатков превышает 10% от срока гарантии.
А вот что касается сроков, объективно необходимых для устранения недостатка, то при доказывании можно обратиться к п. 3.13 Руководящего документа «Положение о гарантийном обслуживании легковых автомобилей и мототехники. РД 37.009.025-92». В нем указано, что сроки выполнения работ гарантийного ремонта устанавливаются в зависимости от трудоемкости и вида гарантийного ремонта, но не более 10 рабочих дней.
Важно не путать неоднократный недостаток и недостаток, который возник вновь после устранения. Если неправильно сформулируете в иске основание возврата товара, то проиграете.
Источник : www.advgazeta.ru
Изображение : www.freepik.com