Как отказаться от турпутевки и вернуть деньги

Землетрясение магнитудой 7,9 произошло на территории Мьянмы 28 марта 2025 года. Толчки ощущались в Таиланде, Вьетнаме, Китае и Бангладеш. Как сообщил ТАСС вице-президент Российского союза туриндустрии (РСТ) Дмитрий Горин, только в тайской столице — Бангкоке — находятся около 2 тыс. российских туристов. У многих россиян путешествие в неспокойный регион запланировано на ближнесрочную перспективу.
Рассказываем, что делать, если вы хотите досрочно прервать тур или решили отменить уже оплаченную поездку, как попробовать вернуть перечисленные турфирме деньги и куда для этого обращаться.
Когда человек может вернуть себе полную стоимость тура?
Организатор путешествия перечислит клиенту все средства до начала поездки, если она не состоялась по вине туроператора. К примеру, ему не удалось забронировать желаемый отель или купить авиабилеты на нужную дату.
Кроме того, турфирма вернет клиенту средства в полном объеме, если появляется рекомендация МИД РФ воздержаться от поездок в ту или иную страну, например из-за военного конфликта или природного катаклизма. Такие рекомендации наше внешнеполитическое ведомство дает время от времени на своем сайте, поэтому лучше этот вопрос отследить до того, как начинать планировать поездку.
Что делать, если уже оказался в зоне риска или туда запланирована поездка?
Все детали, касающиеся обеспечения безопасности туристов, оговариваются в ст. 14 федерального закона "Об основах туристской деятельности в РФ". Как указано в данной статье, "в случае возникновения обстоятельств, свидетельствующих о возникновении в стране (месте) временного пребывания туристов (экскурсантов) угрозы безопасности их жизни и здоровья, а равно опасности причинения вреда их имуществу, турист (экскурсант) и (или) туроператор (турагент) вправе потребовать в судебном порядке расторжения договора о реализации туристского продукта или его изменения".
При расторжении до начала путешествия договора о реализации туристского продукта в связи с наступлением обстоятельств, указанных в настоящей статье, туристу и (или) иному заказчику уплаченные деньги возвращаются в полном объеме, а если возврат происходит уже после начала путешествия — в размере, пропорциональном стоимости не оказанных туристу услуг.
Что делать, если закрыто небо?
• Если отмена рейса, связанная с невозможностью осуществлять их из соображений безопасности, застала пассажира в аэропорту, он имеет право на питание, размещение в гостинице, телефонные звонки, предоставление комнаты матери и ребенка и т.д. (в зависимости от срока задержки).
• Если задержка измеряется не часами, а днями, туристу рекомендовано обращаться к туроператору с требованием предоставления полной услуги и транспортировки.
• Если рейс отменен совсем, это квалифицируется как вынужденный отказ перевозчика от исполнения обязанностей, что влечет за собой возврат пассажиру стоимости билета.
• "Если в комплексе с билетом приобретен тур, для оператора это действие непреодолимой силы. Форс-мажор не дает возможности исполнить обязательства в срок. Но, когда обстоятельства изменятся, перевозка должна быть организована", — сообщила ТАСС адвокат Клуба защиты прав туристов Маргарита Еремеева.
• Если "обстоятельства непреодолимой силы" застали туриста на месте отдыха, а его туроператор отказывается его вывозить, путешественник вправе самостоятельно покупать билет для выезда, а по приезде на родину писать претензию и требовать возмещения дополнительно потраченных денежных средств. В случае отказа фирмы удовлетворить претензию нужно обращаться в суд.
Сколько денег вернет туроператор, если клиент отказался от поездки сам?
Компания должна возвратить человеку деньги за путевку за вычетом фактически понесенных расходов. Эти расходы — деньги, которые туроператор получил от клиента и успел потратить на бронирование и покупку тех или иных услуг.
Как правило, не возвращаются средства за:
• визовый сбор, если виза получена;
• медстраховку, если полис уже выписан;
• авиабилеты, если они куплены по невозвратному тарифу на регулярный рейс или чартер;
• бронирование отеля с безвозвратным залогом.
Болезнь туриста или родственника может быть основанием для возврата стоимости тура?
Болезнь является основанием для расторжения договора, но не основанием для возврата полной стоимости тура, объясняет Маргарита Еремеева. "В том, что турист заболел, туроператор не виноват. Он вернет деньги, но за вычетом фактических расходов", — говорит она.
Полную стоимость при отмене поездки турист может получить, купив страховку от невыезда. Такую услугу предлагают многие страховые компании. "Тогда болезнь будет страховым случаем и повлечет возврат денег за тур", — говорит эксперт. Деньги за путевку вернет не туроператор, а страховщик.
Можно ли вернуть средства хотя бы за перелет, если поездка срывается?
Если туроператор для своего клиента специально приобретал авиабилеты по возвратному тарифу, то, в зависимости от условий тарифа, можно вернуть все деньги или какую-то их часть.
Правда, обычно авиабилеты, входящие в турпакет, чартерные и невозвратные.
Как оформить возврат средств?
"Человек должен прийти с документами на поездку к туроператору или в турфирму, где он приобрел тур, и написать заявление о расторжении договора, указать причину. У туроператора есть 10 дней на возврат денег", — рассказала Маргарита Еремеева. Если деньги не возвращены, то неустойка за каждый день просрочки составляет 3% от суммы, но не больше стоимости путевки.
Если турист не согласен на возврат части суммы, придется решать спор в суде. Туроператор либо предоставит документы, подтверждающие свои фактические расходы до момента отказа человека от тура, либо с него будет взыскана полная стоимость путевки. Также суд может удовлетворить требование несостоявшегося путешественника о компенсации ему морального вреда.
Законны ли штрафы в договоре туроператора за отказ от тура?
Иногда туроператор прописывает в договоре санкции за отказ от тура. Например, за отказ туриста от путешествия за две недели до вылета потери могут составлять 50%, за отмену брони за неделю до поездки — уже 100%.
"Такие штрафы незаконны. В такой ситуации штрафа быть не может. Деньги клиенту должны быть возвращены за вычетом фактически понесенных расходов", — пояснила Маргарита Еремеева.
Источник : tass.ru
Изображение : www.freepik.com