Цветовая схема: C C C C
Размер шрифтов: A A A
Изображения

Права потребителя: что делать, если купили просрочку
Вы купили продукт, а придя домой выяснили, что товар с просроченным сроком годности. Рассказываем, можно ли вернуть в магазин такой товар и как возместить ущерб

Вы купили в магазине продукты, пришли домой и начали варить пельмени, а они оказались просроченными. Упаковка уже отправилась в мусорное ведро, а чек на кассе вы не забирали. Знакомо? Рассказываем, что делать, есть вы купили «просрочку». 

Если вы по ошибке приобрели некачественный продукт, то согласно ст. 18 Закона «О защите прав потребителей» у вас есть право потребовать заменить некачественную продукцию или вернуть товар и получить обратно уплаченные за него деньги.

Согласно законодательству, продавец вправе потребовать назад бракованный товар или принять его для проведения экспертизы. В случае возврата товара с истекшим сроком хранения экспертиза, как правило, не нужна — достаточно показать упаковку с просроченной датой.

Продукт питания считается просроченным, если истек его срок годности, указанный на упаковке продукта. Такой непригодный товар блокируется через систему цифровой маркировки еще на этапе сканирования: продать через кассу «просрочку», включая даже бутилированную воду, невозможно. При этом маркировка предусмотрена пока не для всех товаров.

«Честный знак» — это национальная система цифровой маркировки товаров, действующая в России с 2019 года. Ее основная цель — защитить потребителей от подделок, обеспечить контроль за движением товаров от производителя до конечного покупателя и повысить прозрачность товарооборота. Обязательная регистрация производителей и торговых точек в Государственной системе цифровой маркировки проходила в несколько этапов. С введением обязательной маркировки отдельных категорий товаров в системе «Честный знак» и принятием Постановления Правительства РФ от 21.11.2023 № 1944, риск приобрести просроченный товар снизился, как считают эксперты.

Если под видом бренда продается фальсификат

Другой вопрос, если под видом дорогостоящего продукта реализуется подделка — товар, не соответствующий требованиям ГОСТа. Доказать обман потребителя в таком случае можно только по результатам контрольной закупки и независимой экспертизы. 

Если проверка выявит, что товар не соответствует установленным нормам безопасности согласно техническим регламентам Таможенного союза, стандартам ГОСТ либо сведениям, указанным производителем на упаковке, затраты на экспертизу будут возложены на продавца.

Пример: ранее «Антиконтрафакта» и «Союзконьяк» назвали главных фальсификаторов армянского коньяка на российском рынке по итогам совместного исследования качества коньячной продукции. Эксперты проверили производителей из разных стран, в том числе взяли 71 образец коньяка торговых марок восьми крупнейших армянских производителей. Несоответствие действующим стандартам было выявлено в 85% проверенных образцов армянских коньяков, сообщается на сайте Международной ассоциации «Антиконтрафакта». 

Как вернуть некачественный товар и свои деньги назад: пошаговая инструкция для покупателей

Иногда продукты портятся до конца срока годности — появляется плесень. Покупатель хочет вернуть такой товар обратно в магазин, но продавцы начинают спорить и не хотят возвращать покупателю деньги назад. Подчеркнем, что вскрытую упаковку или уменьшение веса (если часть еды уже съедена) нельзя считать основанием для отказа в возврате полной стоимости товара. Кроме того, часто покупатели замечают проблему после пищевого отравления, поэтому такие причины не повод отказывать в полном возврате стоимости товара. 

Неубранный с полки просроченный товар — уже нарушение со стороны магазина, за которое может наступить административная ответственность по статье 14.43 КоАП РФ.

Уплата штрафа не освобождает продавца от гражданско-правовой ответственности перед потребителем. Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие необеспечения безопасности товара (работы), подлежит возмещению в соответствии со статьей 14 Закона «О защите прав потребителей».

Факт продажи некачественного (просроченного) товара — основание для компенсации морального вреда, который может быть взыскан по решению суда. Размер компенсации рассчитывается судом и не зависит от того, вернул продавец деньги за покупку или нет. Правило действует для магазинов и ресторанов.

Ситуация, когда гость в кафе съел суп с инородным предметом за 150 рублей, а затем отсудил за это 10 000 рублей компенсации морального вреда — реальность, а вот возместить понесенные расходы на лечение значительно сложнее, так как потребуются доказательства, подтверждающие реальность расходов пострадавшего на медикаменты. 

Также придется подтвердить отсутствие у потребителя права на бесплатное получение таких медикаментов, установить причинно-следственную связь между понесенными потребителе расходами и вредом, причиненным его здоровью, собрать медицинские документы, подтверждающие заболевание.

Рекомендации

Если вы столкнулись с нарушением, лучше оперативно обратиться к продавцу с претензией о возврате или замене некачественного продукта. Покупателю понадобятся: упаковка с остатками еды; документ, удостоверяющий личность; документ об оплате и банковская карта, с которой совершался платеж.

Отсутствие чека не является препятствием к возврату денег (п. 5 ст. 18 Закона «О защите прав потребителей»). Подтвердить, что товар приобретен у конкретного продавца, придется другим способом: в идеале, вы можете предъявить выписку операций по банковской карте.

Если вы платили наличными, но кассовый чек не сохранился, сообщите администратору дату и приблизительное время покупки, укажите кассу, где оплачивался товар. Продавец может выбить дубликат чека, если известны время продажи и сумма. В крайнем случае, подойдут записи с видеокамер на кассе магазина и свидетельские показания.

  1. По закону, продавец обязан заменить товар в течение семи дней (месяца, если его нет в наличии) со дня предъявления указанного требования потребителем (ст. 21). Требование о возврате уплаченной за товар денежной суммы, а также требование о возмещении убытков, причиненных потребителю вследствие продажи товара ненадлежащего качества либо предоставления ненадлежащей информации о товаре, подлежит удовлетворению продавцом (изготовителем) в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования.
  2. Поговорите с администратором магазина: большинство вопросов решаются в пользу потребителя. Если необходимо, заполните заявление о возврате денег (есть готовые формы), распишитесь за получение денег, либо получите чек и ожидайте поступления на банковскую карту. Никаких комиссий, пени и т. д. взимать с вас продавец не имеет права.
  3. Если мирно договориться не удалось, то готовьте официальную претензию, в которой коротко необходимо изложить суть проблемы и свои требования. Обязательно укажите свои данные, реквизиты счета для перечисления денег, адрес (можно электронный) для связи и номер телефона. 
  4. Если вы заявляете об убытках, то приложите документы на понесенные расходы. Также напишите, что в случае отказа вы обратитесь в Роспотребнадзор и в суд. Один экземпляр претензии отправьте по почте заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения на юридический адрес продавца. Квитанцию об отправке письма сохраните.
  5. Если продавец по-прежнему не возвращает деньги или игнорирует требования, то обращайтесь в Роспотребнадзор. Жалобу можно подать лично через канцелярию, по почте или в электронном виде через специальную форму, размещенную на сайте управления, при наличии учетной записи на портале Госуслуг.

Независимо от Роспотребнадзора, вы вправе защищать свои интересы в суде. Кроме возмещения суммы убытков, пострадавший покупатель вправе взыскать с продавца компенсацию морального вреда, неустойку 1% в день от цены товара, штраф 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя, расходы на представителя, экспертизы и иные понесенные расходы.

Источник: companies.rbc.ru

Изображение: freepik



 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 
© Департамент экономики города Ростова-на-Дону, 2025