Не многие проверяют чеки сразу после покупки. Магазины иногда этим пользуются, обсчитвая и обвешивая.
Немного скучной, но полезной терминологии. Обманом признают намеренное введение в заблуждение потребителя, чтобы получить материальную выгоду. Это может быть обвешивание, обсчет, продажа просроченного товара и другое нарушение прав покупателя в соответствии со ст. 14.7 КоАП РФ.
|
Вид обмана |
Описание |
Пример |
|
Обсчет |
Цена на полке одна, а в чеке — другая |
На ценнике — 89 рублей, а в чеке — 99 |
|
Обвес |
Вес товара намеренно завышен при взвешивании |
На упаковке написано 1 кг, а по факту в ней 800 г |
|
Продажа просроченного товара |
Продавец наклеивает новую этикетку с датой изготовления, чтобы скрыть просрочку |
Йогурт испортился три дня назад, а на новой этикетке написано, что он годен еще неделю |
|
Обман с акциями и скидками |
На полке товар по скидке, но на кассе его пробивают по полной стоимости |
В супермаркете висит реклама «Скидка 30% на соки», но в чеке цена без изменений |
|
Введение потребителя в заблуждение |
Товар не соответствует заявленным характеристикам |
Продавец сказал, что смартфон поддерживает связь 5G, на деле — только 4G |
|
Продажа подделок |
Некачественный товар продают под видом оригинальной продукции |
Купили «фирменные» кроссовки, но несколько деталей в них отличаются от оригинала |
|
Навязывание дополнительных услуг |
Магазин включает в чек дополнительные услуги или товары без согласия покупателя |
Настойчиво предлагают платную гарантию (или молча включают в стоимость), хотя по закону у покупателя есть право на бесплатное гарантийное обслуживание |
Но это не освобождает от ответственности. Магазин должен признать вину, вернуть деньги или заменить товар.
А вот несоответствие суммы в чеке и на ценнике или продажа просрочки — чаще всего осознанная уловка магазина, рассчитанная на невнимательных покупателей
Памятка потребителя: вы не должны переплачивать за ошибки сотрудников магазина. Вам обязаны продать товар по ценнику.
Даже если вас обсчитали на 50 рублей или обвесили на 200 г, напишите жалобу на магазин и потребуйте возместить ущерб. За подобные махинации недобросовестному продавцу грозит административная ответственность, а в некоторых случаях — уголовная.
Недобросовестных продавцов штрафует Роспотребнадзор по ст. 14.7 и 14.8 КоАП РФ.
|
Вид обмана |
Размер штрафа |
|
Обмеривание, обсчет, обвешивание |
|
|
Введение в заблуждение о товаре |
|
|
Навязывание дополнительных услуг |
|
Срок привлечения к ответственности по обеим статьям — 1 год.
Андрей купил дорогой ноутбук для работы, но спустя месяц он начал перегреваться и отключаться. Магазин не признал брак. Пока Андрей проводил экспертизу, он потерял несколько крупных заказов и десятки тысяч рублей.
Обманутый покупатель вправе потребовать от магазина:
Если продавец отказывается выполнять требования, вы можете обратиться в Роспотребнадзор и суд.
Как такового уголовного наказания за обман покупателя нет. Но оно возможно, если продавец провернул мошенническую махинацию, подпадающую под ст. 159 УК РФ. Например, взял предоплату, но не отдал покупателю товар.
Если магазин продаст небезопасные товары, из-за которых пострадают или погибнут люди, его накажут по ст. 238 УК РФ. Виновника оштрафуют на 300 000 рублей или посадят в тюрьму на срок до десяти лет.
Заметили, что вместо обычной картошки вам пробили батат или включили в чек платную услугу, о которой вы не просили? Сообщите кассиру об ошибке, вызовите администратора или директора торговой точки. Чаще всего конфликт можно уладить на месте.
Если дома обнаружили, что купили просрочку, вы вправе обменять товар на свежий или вернуть за него деньги.
Не удалось договориться с сотрудниками магазина? Просите книгу жалоб и предложений. Подробно опишите, что произошло, укажите номер кассового чека, дату и поставьте подпись.
Если не получилось решить конфликт мирно, обращайтесь в надлежащие органы.
Когда обращаться: обсчитали, обвесили, продали некачественный товар, отказали в возврате денег и обмене.
Если продавец не реагирует на претензию, пишите жалобу в Роспотребнадзор. Это можно сделать:
В жалобе укажите свои ФИО, адрес, контактный телефон, подробно опишите ситуацию, прикрепите сканы чеков и других документов.
Обращение рассматривают до 30 дней с момента регистрации.
Когда обращаться: продавец нарушает права потребителей, а другие ведомства не приняли жалобу
Если нарушение серьезное, например массовый обман покупателей или продажа подделок, обращайтесь в прокуратуру.
Она проведет проверку, привлечет виновных к административной или уголовной ответственности.
К сожалению, полностью застраховать себя от неприятностей нельзя, а вот свое здоровье — можно. С Совкомбанк Страхованием надежно и удобно: страховка действует по всему миру, покрывает многие риски, есть программы для взрослых и детей.
Когда обращаться: продавец нарушает права потребителей, другие ведомства не приняли жалобу
Если магазин игнорирует претензии и отказывается компенсировать ущерб — подавайте иск в суд. В заявлении подробно опишите ситуацию, приложите все доказательства и требуйте вернуть потраченные деньги.
Обманывают не только на рынке, но и в крупных супермаркетах. Чтобы не стать жертвой хитрых схем, будьте начеку:
Не бойтесь защищать свои права — закон на вашей стороне. Будьте бдительны — и тогда ваш шопинг всегда будет приятным!