24.09.2018 6 необычных индексов, чтобы понять экономику



Экономика — это скучно. Так думают очень многие. Но они ошибаются! Экономика — это не только цифры, формулы и значки валют, а еще — Биг-Мак, красная губная помада и даже оливье!

Если вы хотите понимать, что происходит с ценами, но не желаете вникать в длинные и скучные сводки экономистов, используйте эти индексы: это весело и просто!


6 необычных индексов, чтобы понять экономику

В данном случае мы говорим о полушутливых индексах, которые позволяют давать нешуточные оценки покупательной способности валют и экономике в разных странах. Какие это индексы, например?

1. Индекс Биг-Мака. Это самый известный из подобных индексов, его упоминание можно часто встретить даже в серьезных экономических аналитических материалах.

Термин был введен журналом The Economist в 1986 году. Изначально он использовался в шутку, но постепенно идея прижилась, и теперь журнал ежегодно рассчитывает и публикует этот индекс. А другие СМИ на него ссылаются и используют как независимую единицу в своих материалах. Даже появился раздел экономики, который называется «бургерономика»!

В основе индекса лежит теория о равной стоимости корзины товаров в разных странах. В данном случае набор товаров заменили на популярный бургер из меню McDonald’s.

Например, если набор одних и тех же товаров стоит в Германии 20 евро, а в Великобритании — 10 фунтов, то их соотношение должно составлять 2:1, то есть справедливый курс будет два евро за один фунт, если условно опустить расходы на транспортировку. Если же в каком-то случае подобное соотношение не сходится с реальными показателями, значит, курс выбранной валюты занижен или завышен.

Кстати, есть одна страна, где Макдоналдс есть, а вот с «индексом Биг-Мака» возникли сложности, и эта страна — Индия. Дело в том, что ее жители не едят говядину, следовательно, именно этот сендвич там не продается. Но нашли компромиссное решение и стали считать по аналогичному сэндвичу, в состав которого входит курятина.

Биг-Мак — не единственный продукт питания, который, как эталон, используют для экономических сравнений (хотя он, конечно, самый известный).
Есть еще, например, «индекс кофе» или «индекс латте».

2. «Индекс латте» — показатель, который служит примерно такой же цели, но в качестве «эталона» используется большой латте из сети Starbucks. Кстати, нельзя не отметить, что в нашей стране такой напиток — один из самых дорогих (в сравнении с аналогичными в других странах).

3. Индекс iPod (или индекс iPhone). Для оценки покупательной способности валют используют и технику — ту, которая популярна в большинстве стран. Раньше для этих целей смотрели стоимость iPod, сейчас, когда подобные устройства уже не слишком актуальны, смотрят цены на iPhone (естественно, определенной и одинаковой для всех стран конфигурации).

Есть на свете и более оригинальные «индексы», некоторые из них дают возможность оценить не только и не сколько покупательную способность валют, сколько уровень цен в той или иной стране или городе.
Например,

4. «Индекс свиданий» — изобретение практичных немцев. Таким образом формируется рейтинг дороговизны городов — по оценке стоимости «типового свидания». Оно включает в себя: поездку на такси, два билеты в кино, закуски, ужин в пабе и две кружки пива. В прошлом году, например, самым дорогим был признан Цюрих. Российские города традиционно занимают, как ни странно, достаточно скромные места.


6 необычных индексов, чтобы понять экономику рис-2

5. Индекс красной помады. Его придумали представители компании Estee Lauder. Они исходили из того, что даже в самые тяжелые времена женщины не ограничивают себя в покупке красной помады, которая является важнейшим фактором выживания для многих представительниц прекрасного пола. Считается индекс по красным помадам определенного бренда. И, кстати, предположение бизнес-дельцов подтверждаются: даже во время экономического кризиса, как показывает статистика, продажи люксовой помады не падают, а растут.

6. Индекс борща и оливье. Близкий нашему сердцу и понятный индекс. Он нужен для того, чтобы оценить рост потребительских цен. Для этого подсчитывается стоимость набора продуктов, необходимых для приготовления блюда, в разные годы. Разница между полной стоимостью составляет реальный рост цен. Естественно, те, кто считает, стараются придерживаться максимально традиционного рецепта. Но тут самое главное, чтобы при подсчете в каждый год он был одинаковым.

Конечно, такая забавная тенденция породила и гораздо более экзотические критерии оценок. Например, некоторые компании считают индексы продажи мужских трусов, длины юбок и высоты каблуков. Так что, как видите, при желании даже экономика может быть занятной и веселой.

Источник

 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 
Яндекс.Метрика
© Все права принадлежат Департаменту экономики города Ростова-на-Дону, 2024
Карта сайта