24.09.2018 6 необычных индексов, чтобы понять экономику
Экономика — это скучно. Так думают очень многие. Но они ошибаются! Экономика — это не только цифры, формулы и значки валют, а еще — Биг-Мак, красная губная помада и даже оливье!
Если вы хотите понимать, что происходит с ценами, но не желаете вникать в длинные и скучные сводки экономистов, используйте эти индексы: это весело и просто!
В данном случае мы говорим о полушутливых индексах, которые позволяют давать нешуточные оценки покупательной способности валют и экономике в разных странах. Какие это индексы, например?
1. Индекс Биг-Мака. Это самый известный из подобных индексов, его упоминание можно часто встретить даже в серьезных экономических аналитических материалах.
Термин был введен журналом The Economist в 1986 году. Изначально он использовался в шутку, но постепенно идея прижилась, и теперь журнал ежегодно рассчитывает и публикует этот индекс. А другие СМИ на него ссылаются и используют как независимую единицу в своих материалах. Даже появился раздел экономики, который называется «бургерономика»!
В основе индекса лежит теория о равной стоимости корзины товаров в разных странах. В данном случае набор товаров заменили на популярный бургер из меню McDonald’s.
Например, если набор одних и тех же товаров стоит в Германии 20 евро, а в Великобритании — 10 фунтов, то их соотношение должно составлять 2:1, то есть справедливый курс будет два евро за один фунт, если условно опустить расходы на транспортировку. Если же в каком-то случае подобное соотношение не сходится с реальными показателями, значит, курс выбранной валюты занижен или завышен.
Кстати, есть одна страна, где Макдоналдс есть, а вот с «индексом Биг-Мака» возникли сложности, и эта страна — Индия. Дело в том, что ее жители не едят говядину, следовательно, именно этот сендвич там не продается. Но нашли компромиссное решение и стали считать по аналогичному сэндвичу, в состав которого входит курятина.
Биг-Мак — не единственный продукт питания, который, как эталон, используют для экономических сравнений (хотя он, конечно, самый известный).
Есть еще, например, «индекс кофе» или «индекс латте».
2. «Индекс латте» — показатель, который служит примерно такой же цели, но в качестве «эталона» используется большой латте из сети Starbucks. Кстати, нельзя не отметить, что в нашей стране такой напиток — один из самых дорогих (в сравнении с аналогичными в других странах).
3. Индекс iPod (или индекс iPhone). Для оценки покупательной способности валют используют и технику — ту, которая популярна в большинстве стран. Раньше для этих целей смотрели стоимость iPod, сейчас, когда подобные устройства уже не слишком актуальны, смотрят цены на iPhone (естественно, определенной и одинаковой для всех стран конфигурации).
Есть на свете и более оригинальные «индексы», некоторые из них дают возможность оценить не только и не сколько покупательную способность валют, сколько уровень цен в той или иной стране или городе.
Например,
4. «Индекс свиданий» — изобретение практичных немцев. Таким образом формируется рейтинг дороговизны городов — по оценке стоимости «типового свидания». Оно включает в себя: поездку на такси, два билеты в кино, закуски, ужин в пабе и две кружки пива. В прошлом году, например, самым дорогим был признан Цюрих. Российские города традиционно занимают, как ни странно, достаточно скромные места.
5. Индекс красной помады. Его придумали представители компании Estee Lauder. Они исходили из того, что даже в самые тяжелые времена женщины не ограничивают себя в покупке красной помады, которая является важнейшим фактором выживания для многих представительниц прекрасного пола. Считается индекс по красным помадам определенного бренда. И, кстати, предположение бизнес-дельцов подтверждаются: даже во время экономического кризиса, как показывает статистика, продажи люксовой помады не падают, а растут.
6. Индекс борща и оливье. Близкий нашему сердцу и понятный индекс. Он нужен для того, чтобы оценить рост потребительских цен. Для этого подсчитывается стоимость набора продуктов, необходимых для приготовления блюда, в разные годы. Разница между полной стоимостью составляет реальный рост цен. Естественно, те, кто считает, стараются придерживаться максимально традиционного рецепта. Но тут самое главное, чтобы при подсчете в каждый год он был одинаковым.
Конечно, такая забавная тенденция породила и гораздо более экзотические критерии оценок. Например, некоторые компании считают индексы продажи мужских трусов, длины юбок и высоты каблуков. Так что, как видите, при желании даже экономика может быть занятной и веселой.
Источник