«Тайные покупатели» выявили многочисленные нарушения прав потребителей в банках

Международная конфедерация обществ потребителей (КонфОП) при поддержке Общероссийского гражданского форума (ОГФ) представила независимый мониторинг о состоянии защиты прав потребителей на рынке кредитных услуг.


«Тайные покупатели» выявили многочисленные нарушения прав потребителей в банках


Данный документ был подготовлен в рамках совместного проекта Минфина и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».

Презентация доклада состоялась на площадке ОГФ, которая собрала для экспертного обсуждения представителей некоммерческих организаций, государственных органов, среди которых Минфин, Центробанк, Роспотребнадзор, Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК), представителей рынка – Национальное бюро кредитных историй (НБКИ), Национальную ассоциацию профессиональных коллекторских агентств (НАПКА), СРО «МиР», а также экспертов в сфере кредитования и личных финансов.

В частности, председатель правления КонфОП Дмитрий Янин и координатор проектов Мария Чернова представили результаты мониторинга крупнейших банков, который был проведен в 16 регионах России. Объектом мониторинга стали ипотечные займы, кредиты наличными и кредитные карты.

По итогам исследования сайтов и отделений банков по методу «тайного покупателя» удалось выяснить, что потребители сталкиваются с проблемами на всех этапах выбора и оформления кредита.

Так, частенько банки не указывают на сайтах максимальную ставку по потребительским кредитам, диапазон ставок по ипотеке. Когда потребитель заходит на первую страницу раздела с кредитными картами, он в большинстве случаев (а это 19 из 26) ставку кредита не увидит вовсе.

При посещении отделений потребителю зачастую сложно получить на руки предварительный расчет платежей по кредиту. К примеру, «тайные покупатели» смогли получить расчет потребительского кредита в 8 из 17 банков, а расчет ипотеки – в 10 из 19, хотя, только обладая такой информацией, клиент может сравнить различные предложения и оценить готовность взять на себя долговые обязательства.

Отдельная проблемная область – незаконные и недобросовестные штрафы и комиссии, которые банки включают в кредитные договоры. Так, мониторинг КонфОП выявил практику взимания дополнительных денег за «услуги», которые по сути являются штрафами за просроченные платежи.

Отметим, что если размер штрафа закреплен в Федеральном законе «О потребительском кредите (займе)» № 353-ФЗ, то подобные услуги никак не регулируются и находятся вне законного поля.

Кроме того, эксперты КонфОП отметили, что проблема навязанного страхования заемщиков остается крайне актуальной. У потребителя, пришедшего в банк за кредитом, практически нет шансов выйти из него без страховки. Только в одном банке из исследованных «тайным покупателям» сообщили, что все виды страхования, кроме страхования ипотечной квартиры, являются необязательными.

Аналогичная ситуация и с кредитами наличными – сотрудники 15 из 17 банков заявили «тайным покупателям», что страховку нужно оформить. На самом деле ее покупка может быть только добровольной. В большинстве исследованных финансовых организаций сумма страхования, которая может составлять до 12,5% от суммы кредита, включается в тело кредита. То есть заемщик вынужден платить за нее проценты.

Во многом такая ситуация обусловлена заинтересованностью банков в получении вознаграждения за продажу страховок.

Отметим, что, по данным Банка России, в третьем квартале прошлого года объем вознаграждения банкам за продажу продуктов страхования жизни заемщиков увеличился на 111,6% за год, а за продажу страхования от несчастных случаев и болезней – аж на 236,9%.

По итогам анализа результатов мониторинга банков КонфОП сформулировали рекомендации для регуляторов и участников рынка. Во-первых, конфедерация предлагает введение норм, закрепляющих обязанность банка выдавать потребителю образец договора с общими и индивидуальными условиями кредитования и подробный расчет кредита для предварительного ознакомления, размещение образцов договоров с общими и индивидуальными условиями кредитования на официальных сайтах кредитных организаций.

Во-вторых, необходимо внесение изменений в табличные формы условий договоров потребительского кредита и договоров ипотечного кредита.

Также КонфОП предлагает нормативно закрепить стандарты информирования потребителей кредитных услуг на официальных сайтах банков.

Кроме того, конфедерация настаивает на проведении ревизии налагаемых на заемщиков штрафов, комиссий и неустоек, действующих на рынке, а также на создании публичного реестра недобросовестных практик.

«Необходимо усилить надзор за кредитными организациями в части информирования потребителей о страховых продуктах, требуется запрет на навязывание страховых продуктов. Кроме того, нужно ввести запрет на непредоставление потребителям выбора способа приобретения страхового продукта за счет собственных или кредитных средств», – говорится в исследовании.

Источник



 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 
Яндекс.Метрика
© Все права принадлежат Департаменту экономики города Ростова-на-Дону, 2024
Карта сайта