Информационные материалы для потребителей, разработанные по результатам проведенных независимых экспертиз за 2013 года



В Российской Федерации создана национальная система защиты прав потребителей, на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Органы местного самоуправления, как один из элементов этой системы, призваны создавать условия для защиты прав потребителей на местном уровне.

В городе Ростове-на-Дону указанные функции осуществляются отделом туризма и защиты прав потребителей Департамента экономики города Ростова-на-Дону в рамках Ведомственной целевой программы «Защита прав потребителей в городе Ростове-на-Дону на 2012-2014 годы». Целью программы является формирование подготовленных к реалиям сегодняшнего регионального рынка потребителей товаров и услуг, с навыками потребительской культуры, знанием своих прав и установленных законодательством требований к продавцам товаров.

Динамика реформирования потребительского рынка, совершенствование торговых процессов предполагает внедрение новых видов услуг при продаже товаров - дополнительные гарантии, акции, продажи дистанционным способом, заказ товаров по почте, телевизионная продажа товара по образцам.

Как помочь потребителю выбрать товар, научить правильному потребительскому поведению при оценке качества и безопасности продуктов и что может стать предметом потребительского спора?

rost_ex.jpg


С этой целью Администрацией города Ростова-на-Дону, в рамках Ведомственной программы, силами профессиональных экспертов организовано проведение независимых экспертиз продовольственных товаров. Работа экспертов должна рассматриваться как элемент предупреждения выработки опасных продуктов, вовлечения в работу по реализации мероприятий программы производителей, торговых организаций, научных учреждений, контролирующих органов, средств массовой информации. Результаты экспертиз должны продемонстрировать бизнес сообществу заинтересованность ростовчан в получении качественных продуктов, а также готовность Администрации города вместе с изготовителями и торговыми организациями искать способы повысить доверие потребителей к продукции на прилавках города, добиться качества такой продукции, удалить с рынка недобросовестных поставщиков и продавцов опасных и некачественных товаров.

Закупка товаров для независимых экспертиз была проведена сотрудниками в форме одежды с символикой ведомственной целевой программы. Логотип на форме в виде стилизованной лупы должен стать своеобразным сигналом, что в торговом предприятии, в организации или на улицах города работает экспертная группа.

В 2013 году в рамках Ведомственной целевой программы «Защита прав потребителей в городе Ростове-на-Дону на 2012-2014 годы» Департаментом экономики

г. Ростова-на-Дону запланированы и проведены независимые экспертизы ряда товаров, реализуемых на розничном рынке города Ростова-на-Дону.

В рамках программных мероприятий выполнены экспертизы следующих групп пищевой продукции:

Блины с начинкой

Шаурма

Пирожки

Овощные салаты

Овощи замороженные

Рыба вяленая

Филе рыбы соленое

Мясной паштет

Вода питьевая бутилированная

rost_ex1.jpg

Экспертизы выполнены экспертной организацией «Ростовский консалтинговый центр» на базе аккредитованной испытательной лаборатории пищевой продукции, продовольственного сырья и товаров народного потребления, аккредитованной Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии. Испытания проведены в рамках муниципального контракта, заключенного по итогам запроса и оценки котировочных заявок по Федеральному закону № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Результаты экспертиз и общие оценки продуктов питания касаются исключительно конкретных образцов, включенных в выборку, а не всей аналогичной продукции указанных предприятий-изготовителей. Вместе с тем, по условию контракта, информация о выявленных недостатках реализации или производства продукции направлялась контролирующим органам, производителю продукции и в торговые организации – для принятия мер по устранению нарушений.

Требования к организациям торговли

Согласно ст.10 Постановления Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 "Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров" – каждая торговая организация или предприниматель, осуществляющий розничную продажу продуктов питания в торговом киоске, обязаны предоставить сведения покупателям на вывеске и наглядно проинформировать о: наименовании, адресе, режиме работы, ассортиментном перечне реализуемых товаров.

При организации торговли судами рассматриваются как недопустимые нарушения законодательства:

- в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения - по ст. 6.3 КоАП РФ - нарушения действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;

- нарушения при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах) - по ст. 6.6 КоАП РФ - нарушения санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах.

Основные требования к организациям общественного питания

Все производственные цеха оборудуются раковинами с подводкой горячей и холодной воды. В организациях запрещается использовать привозную воду.

Все стационарные организации оборудуются туалетами и раковинами для мытья рук посетителей. Совмещение туалетов для персонала и посетителей не допускается.

Стены производственных помещений на высоту не менее 1,7 м отделываются облицовочной плиткой или другими материалами, выдерживающими влажную уборку и дезинфекцию.

В доготовочных организациях, работающих на полуфабрикатах, работа на сырье не проводится.

В производственных цехах не допускается хранить бьющиеся предметы, зеркала, комнатные растения. Разделочные доски и ножи маркируются в соответствии с обрабатываемым на них продуктом

Для предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых отравлений в организации запрещается принимать:

- продовольственное сырье и пищевые продукты без документов, подтверждающих их качество и безопасность;

- мясо и субпродукты всех видов сельскохозяйственных животных без клейма и ветеринарного свидетельства;

- рыбу, раков, сельскохозяйственную птицу без ветеринарного свидетельства;

- непотрошеную птицу (кроме дичи);

- яйца с загрязненной скорлупой, с насечкой, "тек", "бой";

- консервы с нарушением герметичности банок, бомбажные, "хлопуши", банки с ржавчиной, деформированные, без этикеток;

- крупу, муку, сухофрукты и др. продукты, зараженные амбарными вредителями;

- овощи и фрукты с наличием плесени и признаками гнили;

- грибы несъедобные, некультивируемые съедобные, червивые, мятые;

- пищевые продукты с истекшими сроками годности;

- продукцию домашнего изготовления.

Продукты следует хранить в таре производителя, при необходимости - перекладывать в чистую, промаркированную в соответствии с видом продукта производственную тару.

Сырье и готовые продукты следует хранить в отдельных холодильных камерах.

При хранении пищевых продуктов необходимо строго соблюдать правила товарного соседства, нормы складирования, сроки годности и условия хранения.

Запрещается оставлять на следующий день:

- салаты, винегреты, паштеты, студни, заливные блюда, изделия с кремом и др. особо скоропортящиеся холодные блюда (кроме тех видов, сроки годности на которые пролонгированы органами и учреждениями госсанэпидслужбы в установленном порядке);

- супы молочные, холодные, сладкие, супы-пюре;

- мясо отварное порционированное для первых блюд, блинчики с мясом и творогом, рубленые изделия из мяса, птицы, рыбы;

- соусы;

- омлеты;

- картофельное пюре, отварные макароны;

- напитки собственного производства.

Недостатки организации торговли в киосках при

реализации шаурмы, пирожков, блинчиков

В ходе выполнения экспертного задания специалистами отмечены следующие нарушения основных требований к организациям общественного питания:

- реализация готовой продукции осуществляется без документов, подтверждающих ее происхождение, качество и безопасность, в нарушение п. 2 ст. 3 ФЗ от 2.01.2000 г. « 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», п.8.24 СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно - эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов», СП 2.3.6.1079-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборото способности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья":

- не ведётся обязательная учетная документация: (журнал оценки качества полуфабрикатов и готовых блюд) - п. 9.1 СП 2.3.6.1079-01;

- не соблюдается температурный режим хранения продуктов - п. 6.2 СП 2.3.6.1066-01;

- хранение готовых продуктов на полу без подтоварников - п. 7.8 СП 2.3.6.1066-01;

- имеется умывальник для мытья рук, но вода отсутствует, торговый киоск не оснащен туалетом, отсутствует централизованная канализации (слив нечистот производится в ведро) - п. 9.4.СП 2.3.6.1066-01; для мытья рук и инвентаря используется привозная вода - п.3.1.СП 2.3.6.1079-01;

- в нарушение п. 5.2 СП 2.3.6.1066-01, п.п. 5.1, 5.2, 8.1, 8.4 СП 2.3.6.1079-01 - набор помещений не соответствует видам технологических операций, не обеспечивается соблюдение санитарных правил и норм, не соблюдается последовательность (поточность) технологических процессов, исключающая встречные потоки сырья, сырых полуфабрикатов и готовой продукции. Подготовка сырья, приготовление и реализация шаурмы осуществляется в одном помещении площадью 9 кв.м., в котором одновременно осуществляется реализация готовых пищевых продуктов. В одном производственном помещении, на не промаркированном столе, осуществляется обработка сырых и готовых к употреблению продуктов - приготовление полуфабрикатов из мяса, обработка сырых овощей. В организации работает один продавец, который одновременно и рассчитывает покупателей, и готовит шаурму или блинчики;

- в нарушение п.6.1, 6.5 СП 2.3.6.1079-01 отмечается недостаточное количество разделочного инвентаря (доски, ножи); на момент осмотра нарезка готового мяса и сырыховощей осуществлялась на одной доске и одним ножом без специальной маркировки;

- в нарушение п. 6.16 СП 2.3.6.1079-01 - отсутствуют условия для мытья кухонной посуды (посуда моется в пластиковом тазу или рукомойнике);

- отсутствует головной убор у рабочего, что является нарушением п.п. 13.4 СП 2.3.6.1079-01; приготовление и отпуск шаурмы, пирожков и блинчиков продавцами осуществляется без одноразовых перчаток, что является нарушением п.п. 13.4, 9.7 СП 2.3.6.1079-01, согласно которым сервировку и порционирование блюд необходимо осуществлять персоналу с использованием одноразовых перчаток для каждого вида блюд;

- работники обязаны соблюдать правила личной гигиены - п. 13.4 СП 2.3.6.1079-01:

перед началом работы тщательно мыть руки с мылом;

надевать чистую санитарную одежду;

подбирать волосы под колпак или косынку или надевать специальную сеточку для волос;

недопустимо хранение верхней одежды в производственном помещении;

недопустимо нахождение посторонних лиц без санитарной одежды в производственном помещении;

при посещении туалета работники обязаны снимать санитарную одежду;

недопустимо использовать одну и ту же одежду для выполнения хозяйственных работ и для порционирования и раздачи блюд. 


 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 
Яндекс.Метрика
© Все права принадлежат Департаменту экономики города Ростова-на-Дону, 2024
Карта сайта