Экспертное сопровождение «Ведомственной целевой программы «Защита прав потребителей в городе Ростове-на-Дону на 2012-2014 годы»


Работая по программе, эксперты отбирают образцы для лабораторных испытаний. Одновременно проводится оценка документов на производственное сырье и готовые пищевые продукты. Важно установить, как ведется документация в фасовочных цехах и участках приготовления кулинарной продукции в торговых сетях. Установлен ли там строгий производственный контроль или реализуются упрощенные схемы. А между тем, согласно "СП 2.3.6.1079-01. 2.3.6. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья. Санитарно-эпидемиологические правила" для предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) в организации запрещается принимать:
- продовольственное сырье и пищевые продукты без документов, подтверждающих их качество и безопасность;
- мясо и субпродукты всех видов сельскохозяйственных животных без клейма и ветеринарного свидетельства.
  
А в отношении готовой продукции установлено требование ведения производственных журналов для ежедневного учета качества изготовленных блюд и кулинарных изделий. При этом работники организации обязаны соблюдать правила личной гигиены: перед началом работы надевать чистую санитарную одежду, подбирать волосы под колпак или косынку или надевать специальную сеточку для волос.

Лабораторные испытания качества продукции выполняются работающими по программе экспертами в аккредитованной лаборатории по утвержденным методикам, на исправном и прошедшем поверку оборудовании, Специалисты лаборатории, имеют необходимую профессиональную подготовку, квалификацию и практический опыт применения методик контроля качества и безопасности продуктов питания. Перечни этих методик содержаться в технических регламентах, методических инструкциях, стандартах, документах Минздрава, Таможенного союза. 

Экспертный подход объективный - одинаковый, унифицированный, стандартизированный для всех групп продукции, независимо от места изготовления, места обнаружения, торговой марки и способа расфасовки.

Такая организация экспертизы позволяет получить достоверные результаты, выявить внутренние, скрытые недостатки продукта, недоступные при простом осмотре товара.
В чем основная цель и польза проводимых мероприятий? 

Они позволяют сформировать доверие потребителя к качественной продукции или услуге, что сделает ее конкурентоспособной и покупаемой на рынке. Одновременно, экспертный механизм используется для удаления с рынка некачественной и опасной продукции. В ряде случаев удается заставить торговые сети отказаться от поставщиков, замеченных в поставке некачественной продукции. Получается, что подтверждая качество, выигрывает и потребитель и производитель.

Главная цель экспертов – установить, какие неприятности поджидают покупателей Ростовской области. Эксперты, которые работают по ведомственной целевой программе «Защита прав потребителей в городе Ростове-на-Дону на 2012-2014 годы» Департамента экономики г. Ростова-на-Дону (далее – Программа), должны обнаружить товар, которому не место на прилавке, и научить потребителей самостоятельно видеть такую продукцию и правильно различать и оценивать значимость ее недостатков.

При закупке эксперт отбирает товары, которые имеют визуально выявляемые  пороки – в маркировке, консистенции, по своему внешнему виду. Такие недоработки – сигнал о нарушении или упрощении технологии производства и основание направить товар в лабораторию - проверить его качество и безопасность.

Значительная доля товаров покупается жителями г. Ростова-на-Дону в крупных торговых предприятиях, где реализуются товары известных торговых марок. Потребитель полагает, что здесь применяется система производственного контроля и должен быть порядок.  В сетевых торговых предприятиях реализуются крупные партии продукции. Нарушения в них масштабны и должны быть выявлены и преодолены в первую очередь. 

Поэтому эксперты ориентированы на закупку большинства товаров в крупных торговых сетях или специализированных магазинах, куда идет массовый покупатель.
Проводимые в рамках Программы мероприятия проверочными не являются. Поэтому и закупка не является контрольной. 
Сходство с контрольной закупкой только внешнее. При этом экспертная закупка также проводится по строгой методике, чтобы не допустить  видоизменения товара. Для этого применяются термо-контейнеры, ограничен временной интервал доставки продукции в лабораторию. При наличии методических требований для отдельных групп продукции - применяется стерильная посуда.
Различие в результате экспертной оценки - не наказание, а сигнал производителю,  торговому предприятию и покупателю о качестве товара.

Эксперты, одетые в специальную форму с символикой Программы, попадали в зону повышенного внимания. Покупатели и персонал торговых предприятий по-разному реагировали на их появление и проведение закупок. Конечно, представители торговых сетей большого восторга от посещения их предприятия  не испытывали. Подключалась охрана и менеджеры старшего звена. Во взаимоотношениях с торговыми сетями важен опыт экспертов, умение успокоить, снять нервозность и расположить к взаимодействию.  Иначе невозможно решить экспертную задачу. 

У многих работников торговли профессиональное чутье на проверяющих. 

Понятно, что даже сам факт появление посторонних дисциплинирует исполнителей. Например, изготовители свежеотжатого сока в ТЦ «Горизонт» быстро надели спецодежду, когда увидели экспертов в форме с символикой Программы.

У потребителей – всегда горячая поддержка. Для всех покупателей очень важно осознавать, что существует контроль качества товаров, что потребитель не остается один-на-один с недобросовестным поставщиком продукции. 
 
Самые активные покупатели – подключались к работе экспертных групп: -  «Посмотрите творог, проверьте Китайских поставщиков …», - по принципу, жалко, что мало проверок.

Проводимые в рамках Программы экспертизы выявляют недостатки не отдельного товара, а позволяют говорить о закономерностях в группах продукции или даже целой отрасли промышленности 

Экспертиза способна выявлять недостатки продукции и устанавливать их природу. Если выявлен не случайный брак, а нарушение технологии, то можно сделать вывод о производственном недостатке, который будет наблюдаться у целой партии продукции. Если недостаток является следствием ошибок в технологической документации или в рецептуре продукта, то речь может идти о целом производстве.  

Например, экспертам встречались выложенные в холодильных витринах сети магазинов «Пятерочка» замороженные полуфабрикаты с картошкой и грибами «В великий Пост». Производитель из Санкт-Петербурга присвоил наименование своей продукции - пельмени, в то время как на самом деле пельмени могут быть только с мясной начинкой. Это значит, что ТУ или СТО на предприятии разработаны на продукцию совершенно другого вида – на вареники. Следовательно, вся система приемки продукции, критерии качества, методы проверки и условия ее продвижения на рынок взяты из стандартов для пельменей, а проверяется совершенно другой - не отвечающий нормативным документам изготовителя продукт. Производитель  с такой документацией проиграет любой судебный процесс, не сможет пройти таможенные процедуры, у оптового закупщика или торгового предприятия есть все основания вернуть такую продукцию изготовителю в любом объеме – от одной упаковки до вагона. 
Вводится в заблуждение относительно свойств данного продукта и его возможный потребитель. Такие ошибки делают небольшие предприятия, которые экономят на разработчиках техдокументации. Стоит задуматься о покупке этой продукции. 

Не являлось целью экспертиз по качеству продукции, однако уделялось внимание экспертов и на условия хранения продовольственных товаров. Были зафиксированы нарушения и в организации процесса торгового обслуживания. 
  
Самое распространенное - нарушение температурного режима хранения скоропортящихся продуктов. При выборе продуктов эксперты советуют обращать внимание на показания термометров, на нарушение товарного соседства, когда рядом располагаются несовместимые продукты – сырые и готовые к употреблению, продукты питания и непродовольственные товары. Например, в магазине «Солнечный круг» один и тот же стол использовался для выкладки тушек птицы перед загрузкой в оборудование и для упаковки готовых кур гриль. При виде экспертов продавцы быстро убрали сырую птицу. 

В  одном из магазинов эксперты указали директору на неправильную установку холодильного оборудования. Раскаленный воздух от задней стенки витрины с мороженым выдувался вентиляторами на расположенную по соседству стойку с молочными продуктами. Упаковки пакетов с условиями хранения до 250С были горячими на ощупь. Причем, судя по неполной загрузке полки, подогретая молочная продукция активно разбиралась. Эксперты зафиксировали нарушения, которые могут быть продемонстрированы на фотографиях.

Требование обязательного предоставления информации о составе пищевых продуктов, правильном наименовании продукта, названии производителя, адресе производителя, дате изготовления и строке годности продукта содержится в федеральном законодательстве. 

С 1 июля 1998 года Постановление Правительства РФ запрещен оборот на территории России непродовольственных товаров без информации на русском языке об основных потребительских свойствах товара, его составе, назначении и условий правильного использования. Особенное значение такая маркировка приобретает при наличии в составе изделия вредных или ядовитых веществ, как например, в случае энергосберегающих ламп. 

При выборе продовольственных товаров наибольшую настороженность должны вызывать показатели, снижающие их безопасность. 

Актуальны недостатки маркировки продукции. Малоинформативная маркировка создает трудности правильного выбора, правильного, своевременного и безопасного использования товара или услуги.

По результатам проведенных экспертиз в продуктах питания до 90% с замечаниями по недостаткам маркировки. Сегодня может оказаться беззащитным даже внимательный потребитель. Против недобросовестного изготовителя нужны экспертный взгляд, лабораторный анализ и своевременные административные барьеры. 

Сведения о выявленных недостатках товаров передаются журналистам ведущих печатных и электронных изданий города. Как реагируют предприятия-производители на информацию в СМИ о проводимых исследованиях и выявлении некачественной продукции? Реагируют по-разному. Главный результат - равнодушных нет. Важно, что производители знают – их продукция контролируется. Независимо от реакции – понимают, что за Ростовский рынок надо бороться – значит будет расти качество.

Результатами исследований пищевых продуктов, думается, будут неприятно удивлены не только потребители, но и торговые предприятия. На практике многие из них пренебрегают проверкой продукции при приемке от поставщиков. Такое слепое доверие поставщику и изготовителю может стать роковым при браковке продукции по микробиологическим показателям. Дело в том, что эти показатели относятся к категории спорных. Их причина - как недостатки технологии, так нарушение условий транспортировки или хранения. После приемки товара торговым предприятием доказать производственный недостаток по этому показателю и ряду других, так называемых спорных недостатков – невозможно.

Вероятно пришло время говорить о необходимости перенесения контроля из зоны прилавка в зону приемки товаров. Здесь, в целях противодействия недобросовестному производителю, стоит задуматься о союзе извечных противников - покупателя и продавца. Ранее руководителям торговых предприятий направлялись рекомендации ужесточить договорные с поставщиками продукции требованиями о подтверждении качества товаров, включать в договоры на поставку товаров требования по качеству и ссылки на конкретные государственные стандарты или ТУ (СТО) производителя, направлять сведения в информационные ресурсы о добросовестных и неблагонадежных поставщиках и производителях. 

Практические материалы, подготовленные в ходе работы экспертов 
по  «Ведомственной целевой программы «Защита прав потребителей 
в городе Ростове-на-Дону на 2012-2014 годы»

Потребителю надо быть готовым к противодействию недобросовестных сотрудников торговых предприятий, обладающих недостаточной правовой грамотностью.
В ТЦ «РИО» магазин «Наш» ОАО «Седьмой континент» в отделе сертификации (Ирина Попова, тел. 928-155-06-75, 909-427-86-86) при получении законного и регламентированного п.12 Правилами продаж требования покупателя ознакомить его с сертификатом или декларацией о соответствии на полном серьезе делается абсолютно противозаконное заявление, что такая информация предоставляется только по письму юридического лица. Вероятно, что мнение менеджера отражает политику руководства торгового предприятия, так как администрация магазина таким же образом проигнорировала и письменный запрос, а равно и сообщение о реализации некачественной продукции: 

zapros1.jpg
zapros2.jpg


pismo1.jpg
pismo2.jpg
pismo3.jpg
pismo4.jpg



pismo5.jpg
pismo6.jpg




pismo7.jpg
pismo8.jpg


Аналитические материалы,
полученные в ходе работы экспертов 
по  «Ведомственной целевой программы «Защита прав потребителей 
в городе Ростове-на-Дону на 2012-2014 годы»


d_sosiski.jpg

d_maionez.jpg

d_sok.jpg

d_farsh.jpg

d_syr.jpg

d_yogurt.jpg

d_kury.jpg


 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 
Яндекс.Метрика
© Все права принадлежат Департаменту экономики города Ростова-на-Дону, 2024
Карта сайта