Отчет об организации и проведении социологического опроса, подготовке статистического и информационно-аналитического материала о состоянии и перспективах развития системы защиты прав потребителей
В целях изучения уровня правовой грамотности, касающейся компетентности граждан в вопросах защиты прав потребителей, специалистами и студентами Ростовского технологического института сервиса и туризма (филиала) ФГБОУ ВПО «ЮРГУЭС» проведено социологическое исследование на предмет определения специфики отношений, возникающих на потребительском рынке города Ростова-на-Дону в сфере торговли и бытового обслуживания населения.
Эмпирической основой работы явилось выборочное обследование (методом опроса) части населения города Ростова-на-Дону, хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность в сфере торговли и бытового обслуживания населения (данные анкетирования, интервью).
1. В сфере торговли в процессе исследования проведено анкетирование:
1.1. Населения различных возрастных групп в 8 районах города Ростова-на-Дону (410 анкет):
Ворошиловский район – 50 анкет;
Железнодорожный – 50 анкет;
Кировский район – 50 анкет;
Ленинский район – 60 анкет;
Октябрьский район – 50 анкет;
Первомайский район – 50 анкет;
Пролетарский район – 50 анкет;
Советский район - 50 анкет.
1.2. Хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность в 8 районах города Ростова-на-Дону (400 анкет) по виду деятельности «Торговля».
Ворошиловский район – 50 анкет;
Железнодорожный – 50 анкет;
Кировский район – 50 анкет;
Ленинский район – 50 анкет;
Октябрьский район – 50 анкет;
Первомайский район – 50 анкет;
Пролетарский район – 50 анкет;
Советский район - 50 анкет.
2. В сфере бытового обслуживания населения в процессе исследования проведено анкетирование:
2.1. Граждан города различных возрастных групп ((516 анкет).
2.2. Хозяйствующих субъектов (496 анкет), осуществляющих свою деятельность по следующим видам бытового обслуживания населения:
1) ремонт и пошив обуви – 33 анкеты;
2) ремонт и пошив швейных, кожаных, меховых и трикотажных изделий – 59 анкет;
3) ремонт и техническое обслуживание бытовой и радиоэлектронной аппаратуры - 95 анкет;
4) ремонт и строительство жилья – 17 анкет;
5) услуги химчисток, прачечных - 56 анкет;
6) изготовление и ремонт мебели – 56 анкет;
7) ремонт и техническое обслуживание автотранспортных средств -60 анкет;
8) парикмахерские услуги- 69 анкет;
9) услуги учреждений культуры – 51 анкета.
Решение поставленных задач определило структуру отчета, состоящего из введения и двух разделов. Первый раздел представляет собой информационно-аналитические материалы о состоянии и перспективах развития системы защиты прав потребителей в сфере торговли и состоит из двух параграфов. Второй раздел представляет собой информационно-аналитические материалы о состоянии и перспективах развития системы защиты прав потребителей в сфере бытового обслуживания населения и также состоит из двух параграфов.
В первом параграфе каждого раздела представлены информационно-аналитические материалы, полученные на основе изучения результатов анкетирования среди населения.
Во втором параграфе каждого раздела приведены информационно-аналитические материалы, полученные на основе обработки результатов анкетирования среди хозяйствующих субъектов, содержащие анализ соответствия деятельности хозяйствующих субъектов правовым нормам в части предоставления информации об услугах.
В заключении приведены выводы и рекомендации.