Верховный суд приравнял подарочные сертификаты к деньгам


Пластиковая карточка, заранее оплаченная дарителем в магазине, - аналог денег, внесенных в кассу. И ее предъявитель имеет те же права, что и покупатель, разъяснил Верховный суд (ВС), постановив, что закон о защите прав потребителей в полной мере распространяется и на такой вид услуги. Это значит, что за обман и хамство продавец должен не просто вернуть деньги, но и заплатить человеку штраф и компенсацию морального вреда. Прецедентным стал случай в Белгородской области. Местный житель подал иск об обмане с помощью подарочного сертификата и выиграл суд. Детали этой истории и решение Верховного суда внимательно изучила корреспондент "Вестей ФМ" Марина Костюкевич. В марте прошлого года житель Белгородской области, не зная, что выбрать в подарок, остановился на нейтральном варианте - купил два подарочных сертификата в магазине, как значилось в рекламе, "стильной одежды и обуви", чтобы его близкие сами выбрали себе подарки. Однако когда счастливые обладатели карточек предъявили их на кассе, продавцы сделали вид, что ничего не знают, и потребовали внести наличные. Клиентам, оставшимся без подарка, ничего не оставалось, как идти в суд. Вначале он встал на их сторону. Однако кассационная инстанция отклонила иск. И тогда в дело вмешался Верховный суд. Он отмел все сомнения и разъяснил, что сертификаты являются авансом будущей оплаты, и в этой ситуации применимы положения закона о правах потребителя. Со всеми вытекающими последствиями - возвратом денег, штрафами, оплатой моральных и материальных издержек за счет ответчика. И это справедливо, ведь подарочный сертификат - аналог денег, говорит председатель правления Московского общества защиты прав потребителей Надежда Головкова: "Нельзя сказать, что ВС подвел сертификаты под действие закона о правах потребителя. И раньше такие споры возникали. Но они рассматривались в досудебном порядке. А тут, видимо, магазин уперся и решил не признавать свой собственный сертификат, который выпустил в обращение. Вот этот сертификат на языке юристов называется "оферта, предложение". И они очень активно используются. Деньги на карточке - очень удобный и популярный вид подарка. Такие сертификаты предлагают магазины парфюмерии и косметики, салоны красоты, СПА-салоны, магазины электроники. Можно купить сертификат на сафари, в тренажерный зал, уроки кройки и шитья или экскурсию, поясняет генеральный директор Аналитического агентства "Сермент" Денис Никитас. Это удобно для дарителя: "Сам этот сертификат на подарок может передаваться от одного лица другому. И в большинстве случаев он анонимный. Редко когда используется именной сертификат. Это исключительно ход для продвижения товаров. Он удобен для покупателя в первую очередь". А выгоден он прежде всего продавцу. Он получает деньги за отложенную покупку, привлекает дополнительных клиентов, рекламирует себя, да еще и велик шанс, что сумма покупки превысит указанную в сертификате, замечает Надежда Головкова. Потому эти предложения так популярны: "Это делается для того, чтобы привлечь покупателя в свой магазин. Не только сейчас, но и потом, на тот срок, на который распространяется этот сертификат. Сейчас люди стали осмотрительнее в покупках - кризис, сами понимаете, а тут у вас есть гарантированная продажа какого-то товара. Больше того, вы даже получили уже деньги. Ведь когда человек приходит в магазин, он не ограничивается каким-то одним товаром. Он еще посмотрит, возможно, что-то купит. Вот для чего были придуманы эти сертификаты - заманить человека в магазин. Но не надо обманывать". И это при том, что магазин и так использует определенные уловки (пусть и в рамках закона), которые уменьшают для покупателя возможность выбора, добавляет Денис Никитас: "Часто сертификаты никак не реализуются. Он дарится человеку, а человек о нем просто забывает. И второе часто используемое явление - суммы сертификата не хватает. Либо вложено в условие сертификата, что нужно полностью его погасить. Например, если сертификат на тысячу, то купить на 900 рублей нельзя, надо как минимум на 1100". Кроме того, магазин может ввести и другие дополнительные условия. Естественно, в своих интересах. Например, сертификат может распространяться только на определенный товар или действовать только в отведенный срок, или использоваться лишь как часть оплаты товара. Потому, советуют эксперты, перед его оформлением покупатель должен выяснить все нюансы. А то не исключено, что его подарок окажется не самым приятным сюрпризом для того, кому предназначен.
Пластиковая карточка, заранее оплаченная дарителем в магазине, - аналог денег, внесенных в кассу. И ее предъявитель имеет те же права, что и покупатель, разъяснил Верховный суд (ВС), постановив, что закон о защите прав потребителей в полной мере распространяется и на такой вид услуги. Это значит, что за обман и хамство продавец должен не просто вернуть деньги, но и заплатить человеку штраф и компенсацию морального вреда. Прецедентным стал случай в Белгородской области. Местный житель подал иск об обмане с помощью подарочного сертификата и выиграл суд. Детали этой истории и решение Верховного суда внимательно изучила корреспондент "Вестей ФМ" Марина Костюкевич. В марте прошлого года житель Белгородской области, не зная, что выбрать в подарок, остановился на нейтральном варианте - купил два подарочных сертификата в магазине, как значилось в рекламе, "стильной одежды и обуви", чтобы его близкие сами выбрали себе подарки. Однако когда счастливые обладатели карточек предъявили их на кассе, продавцы сделали вид, что ничего не знают, и потребовали внести наличные. Клиентам, оставшимся без подарка, ничего не оставалось, как идти в суд. Вначале он встал на их сторону. Однако кассационная инстанция отклонила иск. И тогда в дело вмешался Верховный суд. Он отмел все сомнения и разъяснил, что сертификаты являются авансом будущей оплаты, и в этой ситуации применимы положения закона о правах потребителя. Со всеми вытекающими последствиями - возвратом денег, штрафами, оплатой моральных и материальных издержек за счет ответчика. И это справедливо, ведь подарочный сертификат - аналог денег, говорит председатель правления Московского общества защиты прав потребителей Надежда Головкова: "Нельзя сказать, что ВС подвел сертификаты под действие закона о правах потребителя. И раньше такие споры возникали. Но они рассматривались в досудебном порядке. А тут, видимо, магазин уперся и решил не признавать свой собственный сертификат, который выпустил в обращение. Вот этот сертификат на языке юристов называется "оферта, предложение". И они очень активно используются. Деньги на карточке - очень удобный и популярный вид подарка. Такие сертификаты предлагают магазины парфюмерии и косметики, салоны красоты, СПА-салоны, магазины электроники. Можно купить сертификат на сафари, в тренажерный зал, уроки кройки и шитья или экскурсию, поясняет генеральный директор Аналитического агентства "Сермент" Денис Никитас. Это удобно для дарителя: "Сам этот сертификат на подарок может передаваться от одного лица другому. И в большинстве случаев он анонимный. Редко когда используется именной сертификат. Это исключительно ход для продвижения товаров. Он удобен для покупателя в первую очередь". А выгоден он прежде всего продавцу. Он получает деньги за отложенную покупку, привлекает дополнительных клиентов, рекламирует себя, да еще и велик шанс, что сумма покупки превысит указанную в сертификате, замечает Надежда Головкова. Потому эти предложения так популярны: "Это делается для того, чтобы привлечь покупателя в свой магазин. Не только сейчас, но и потом, на тот срок, на который распространяется этот сертификат. Сейчас люди стали осмотрительнее в покупках - кризис, сами понимаете, а тут у вас есть гарантированная продажа какого-то товара. Больше того, вы даже получили уже деньги. Ведь когда человек приходит в магазин, он не ограничивается каким-то одним товаром. Он еще посмотрит, возможно, что-то купит. Вот для чего были придуманы эти сертификаты - заманить человека в магазин. Но не надо обманывать". И это при том, что магазин и так использует определенные уловки (пусть и в рамках закона), которые уменьшают для покупателя возможность выбора, добавляет Денис Никитас: "Часто сертификаты никак не реализуются. Он дарится человеку, а человек о нем просто забывает. И второе часто используемое явление - суммы сертификата не хватает. Либо вложено в условие сертификата, что нужно полностью его погасить. Например, если сертификат на тысячу, то купить на 900 рублей нельзя, надо как минимум на 1100". Кроме того, магазин может ввести и другие дополнительные условия. Естественно, в своих интересах. Например, сертификат может распространяться только на определенный товар или действовать только в отведенный срок, или использоваться лишь как часть оплаты товара. Потому, советуют эксперты, перед его оформлением покупатель должен выяснить все нюансы. А то не исключено, что его подарок окажется не самым приятным сюрпризом для того, кому предназначен.

Источник: http://souz-potrebiteley.ru/main/news/78615/

 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 
Яндекс.Метрика
© Все права принадлежат Департаменту экономики города Ростова-на-Дону, 2024
Карта сайта