Как происходит переход студентов с платного обучение на бесплатное



Где предусмотрен переход на бесплатное обучение

Какая информация должна быть указана в уставе образовательной организации, сказано в статье 25 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Это: тип образовательной организации, ее учредитель (учредители), виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности, а также структура и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок их формирования и сроки полномочий. То есть Закон № 273-ФЗ напрямую не требует, чтобы правила перехода с платного обучения на бесплатное были прописаны именно в уставе образовательной организации.

В то же время право студентов на переход с платного обучения на бесплатное в Законе № 273-ФЗ все же закреплено. Переход с платного обучения на бесплатное упоминается в перечне академических прав обучающихся (подп. 14 п. 1 ст. 34 Закона № 273-ФЗ). Причем такой переход возможен в случаях и в порядке, которые предусмотрены Минобрнауки России.

Таким образом, образовательная организация может устанавливать порядок перехода обучающихся с платного обучения на бесплатное только в соответствии с порядком, утвержденным Минобрнауки России.

А как быть, если в уставе учреждения уже прописан такой порядок и он отличается от того, что утвержден Минобрнауки России? Придется вносить изменения в устав.

Рекомендуем порядок перехода обучающихся с платного обучения на бесплатное закрепить отдельным локальным нормативным актом образовательной организации (например, положением). Также будет не лишним ввести соответствующий пункт (или ссылку на свое внутреннее положение) в типовой договор на оказание платных образовательных услуг, на основе которого учебное заведение разрабатывает тексты рабочих коммерческих договоров со студентами (их представителями).

В чем заключается процедура перевода

Порядок и случаи перехода лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, с платного обучения на бесплатное утвержден приказом Минобрнауки России от 6 июня 2013 г. № 443 (далее – Порядок ). Документ вступил в силу с 1 сентября 2013 года одновременно с новым законом об образовании. Порядок распространяется в том числе на иностранных граждан, которые в соответствии с законодательством РФ вправе обучаться за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

Переход с платного обучения на бесплатное возможен при наличии свободных бюджетных мест. Количество таких мест определяет сама образовательная организация не менее двух раз в год (по окончании семестра). Оно равно разнице между контрольными цифрами соответствующего года приема (количество мест приема на первый год обучения) и фактическим количеством обучающихся по определенной образовательной программе по профессии, специальности, направлению подготовки и форме обучения на соответствующем курсе.

Сроки подачи обучающимися заявлений на переход с платного обучения на бесплатное определяются учебным заведением самостоятельно.

При этом необходимо соблюдать поставленный законом об образовании во главу угла принцип открытости системы образования (ст. 29 Закона № 273-ФЗ). В данном случае он заключается в обязанности образовательной организации обнародовать сведения о количестве вакантных бюджетных мест для перехода с платного обучения на бесплатное, а также информацию о сроках подачи обучающимися заявлений о таком переходе. Эти данные размещаются в том числе на официальном сайте образовательной организации в интернете.

Сейчас действуют Правила размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и обновления информации об образовательной организации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 10 июля 2013 г. № 582.

Согласно пункту 7 Порядка, для решения вопросов о переходе обучающихся с платного обучения на бесплатное учебное заведение создает специальную комиссию. При принятии решений она должна учитывать мнение представителя студенческого совета. Состав, полномочия и порядок деятельности комиссии определяется образовательной организацией самостоятельно.

Материалы в комиссию направляют структурные подразделения учебного заведения, принявшие заявления студентов о переходе на бесплатное обучение.

Кого переводят на бюджетные места

Для получения студентом, обучающимся на коммерческой основе, права на переход с платного обучения на бесплатное он на момент подачи заявления не должен иметь академической задолженности, дисциплинарных взысканий, задолженности по оплате обучения. Кроме того, должно выполняться одно из следующих условий (п. 6 Порядка):

1) экзамены за два семестра обучения, предшествующих подаче заявления, сданы им на оценку «отлично» (подп. «а» п. 6 Порядка);

2) обучающийся отнесен к следующим категориям граждан (подп. «б» п. 6 Порядка):

  • детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • граждан в возрасте до 20 лет, имеющих только одного родителя – инвалида I группы, если среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ;

3) обучающийся в период обучения утратил одного или обоих родителей (законных представителей) или единственного родителя (законного представителя) (подп. «в» п. 6 Порядка).

Выполнение указанных условий учитывается комиссией при рассмотрении заявлений обучающихся следующим образом.

В первую очередь приоритет имеют обучающиеся при выполнении условий 1, во вторую очередь – при выполнении условий 2, в третью очередь – при выполнении условий 3 ( п. 10 Порядка ). Относительно условий 2 ( подп. «б» п. 6 Порядка ) нужно учитывать, что они не распространяются на иностранных граждан, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное.

Далее приоритеты ранжируются по правилам пункта 11 Порядка. Он заключается в следующем. Если на одно вакантное бюджетное место претендуют два и более кандидатов одной очереди, то предпочтение оказывается:

  • в первую очередь – обучающимся, имеющим более высокие результаты по итогам промежуточной аттестации двух семестров, предшествующих подаче заявления о переходе с платного обучения на бесплатное;
  • во вторую очередь – обучающимся, имеющим особые достижения в учебной, научно-исследовательской, общественной, культурно-творческой и спортивной деятельности образовательной организации.

При наличии двух и более кандидатов первой очереди, определенной по критериям пункта 11 Порядка, приоритет отдается тем из них, у кого лучшие результаты по критериям второй очереди.

Как оформляется решение о переводе

Кандидат на переход с платного обучения на бесплатное должен подать заявление на имя руководителя образовательной организации. К заявлению он должен приложить следующие документы (при необходимости):

а) подтверждающие его отнесение к категориям граждан, указанным в подпунктах «б» и «в» пункта 6 Порядка (в случае их отсутствия в личном деле обучающегося);

б) подтверждающие особые достижения в учебной, научно-исследовательской, общественной, культурно-творческой и спортивной деятельности образовательной организации (при наличии).

По итогам рассмотрения заявления (с приложенными документами) комиссия принимает одно из двух решений: о переходе обучающегося с платного обучения на бесплатное или об отказе в таком переходе. Протокол заседания комиссии размещается в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в интернете.

Переход с платного обучения на бесплатное оформляется распорядительным актом образовательной организации. Он издается руководителем или уполномоченным им лицом не позднее 10 календарных дней с даты принятия комиссией решения о таком переходе.

Как расторгается договор о платном обучении

Вполне очевидно, что после перехода студента-контрактника на бесплатное обучение нужно что-то делать с его договором на платное обучение и внесенным по этому договору авансом за следующий семестр (при наличии). К сожалению, Порядок на сей счет не содержит никаких указаний.

В то же время действуют Правила оказания платных образовательных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 августа 2013 г. № 706 . В них сказано, что договор должен предусматривать порядок его изменения и расторжения (подп. «о» п. 12 Правил). Также оговорено, что платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо деятельности, финансируемой за счет бюджетных ассигнований. Средства, полученные исполнителями при оказании таких платных образовательных услуг, возвращаются оплатившим эти услуги лицам (п. 3 Правил).

Кроме того, в соответствии с пунктом 8 статьи 54 Закона № 273-ФЗ основания расторжения в одностороннем порядке образовательной организацией договора об оказании платных образовательных услуг указываются в договоре. Такими основаниями могут быть, к примеру: просрочка оплаты по договору, невозможность надлежащего исполнения обязательства по оказанию платных образовательных услуг вследствие действий (бездействия) обучающегося (п. 7 ст. 54 Закона № 273-ФЗ).

Возможность расторжения договора на оказание платных образовательных услуг в сфере профессионального образования по соглашению сторон предусмотрена, в частности, в примерной форме такого договора, предложенной приказом Минобразования России от 28 июля 2003 г. № 3177.

Условия договора на оказание платных образовательных услуг не могут нарушать права и гарантии обучающегося в силу положений как нового закона об образовании, так и Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей».

Обратимся к Методическим рекомендациям по заключению договоров для оказания платных образовательных услуг в сфере образования, приведенным в письме Минобразования России от 1 октября 2002 г. № 31ю-31нн-40/31-09 . В разделе 3 Методических рекомендаций среди сведений, включаемых в договор, указаны в том числе стоимость обучения, порядок оплаты, а также возможность возврата денег с удержанием из них фактически затраченных.

В Методических рекомендациях также говорится, что к условиям договоров, противоречащим законодательству, относится, в частности, условие о невозврате сумм, уплаченных за образовательные услуги. Ровно как и условие о возврате их со значительными удержаниями при отказе от исполнения договора по инициативе потребителя на основании статьи 782 Гражданского кодекса РФ (односторонний отказ потребителя), а также установление штрафа за такой отказ.

Если контролеры (к примеру, из Роспотребнадзора) обнаружат в коммерческих договорах с обучающимися противозаконные условия о невозврате «неосвоенных» авансов, то независимо от причин невозврата они могут наложить на образовательную организацию административный штраф. Основание для этого – часть 2 статьи 14.8 Кодекса РФ об административных нарушениях. Она предусматривает ответственность за включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, установленные Законом № 2300-1. На сегодня штраф по указанному выше основанию составляет от 1000 до 2000 руб. – для должностных лиц, от 10 000 до 20 000 руб. – для юридических лиц.

Источник: http://www.glavbukh.ru


 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 
Яндекс.Метрика
© Все права принадлежат Департаменту экономики города Ростова-на-Дону, 2024
Карта сайта